История
 Сейчас, пожалуй, невозможно установить, кому первому пришла в голову мысль изготовить стальные шипы и установить их на шины мотоциклетных колес. Известно лишь, что с 1924 года были предприняты первые попытки использовать мотоцикл для скоростной езды по льду. Вполне понятно, что это произошло в северных странах, где льда было всегда в избытке. Так что можно четко сказать, что первые мотоциклетные гонки на льду состоялись в Норвегии, Финляндии, Швеции. Со временем они стали международными.
 
В числе «первопроходцев» спидвея называют мотогонщика из Германии Зеппа Гигенбаха.
В то время, конечно, не было специальных мотоциклов для зимних гонок. Отбор мотоциклов для этого вида спорта шел методом «проб и ошибок». Вскоре выяснилось: наиболее удобными для ледовых и гаревых дорожек оказались мотоциклы с двигателями 500 кубических сантиметров.
В Советском Союзе впервые по льду на мотоцикле промчался мастер спорта Сергей Бучин. Это произошло в 1938 году в Москве на стадионе «Динамо» в перерыве хоккейного матча.
На шинах мотоцикла крепились шипы конструкции Н.Закревского. А 13 марта 1939 года на ледяной дорожке Московского ипподрома были проведены специальные гонки по льду. Вскоре они обрели популярность во многих городах. Но первый чемпионат СССР по мотогонкам на льду состоялся лишь спустя двадцать лет – в 1959 году на Большой спортивной арене Центрального стадиона им.В.И.Ленина. В марте 1960 года здесь же состязались наши и чехословацкие гонщики – это были первые международные соревнования.
Примерно в это же время (1959 г.) на саранском стадионе «Спартак» (нынешняя «Светотехника») состоялись первые в истории Мордовии мотогонки на льду. В них участвовали гонщики в трех классах мотоциклов с объемом двигателей 125, 350 куб.см, а также на мотоциклах с колясками с объемом двигателей 750 куб.см.
Первым среди гонщиков на мотоцикле 125 куб.см стал Анатолий Тюрин, 350 куб.см – Анатолий Миндров. На мотоциклах с колясками впереди были Лембит Халласте и Анатолий Миндров.
Надо сказать, что много сил в развитие этого вида спорта вложили тогда М.И.Урюпин, начальник автомотоклуба Мордовского совета ДОСААФ, его заместитель П.И.Попков, тренеры А.Пономарев, А.Песков, А.Зуйков.
Они сумели подготовить хороших, смелых, задиристых спортсменов-мотогонщиков и после первых ледовых стартов у себя дома – мотогонщики стали выступать и на всероссийском, и на всесоюзном уровнях. Уже в 1961 году саранские гонщики Б.Полдомасов и Г.Лукин выступают в первенстве России в классе мотоциклов 175 куб.см. Полдомасов занимает восьмое место. Со временем к саранским гонщикам приходят опыт, навык, мастерство. И в 1964 году в Мордовии появляется первый призер чемпионата России – им стал Виктор Лукин, в классе мотоциклов 350 куб.см. А затем наступает звездный час его брата Геннадия – в 1965 году он становится первым в чемпионате РСФСР, затем бронзовым призером чемпионатов РСФСР и СССР (1967, 1968 гг.). Неплохо также в это время выступают мотогонщики А.Вашуркин, В.Аксютичев, А.Зуйков, В.Пантелеев, С.Ларионов, А.Хохлов, Ю.Лукьянов, В.Гринин, А.Мартынов.
Затем мордовские гонщики заметно сдали свои позиции. Уже не было громких побед. Не сразу получился и переход в более престижный международный класс мотоциклов с объемом двигателя 500 куб. см. Многие поверили в талант молодого Алексея Еремкина, выигравшего личный чемпионат страны среди юниоров и неплохо проявившего себя во всесоюзных стартах. Он был включен в состав тогдашней сборной СНГ, но, увы, конкуренции не выдержал.
Многие годы в Саранске проходили только всесоюзные и всероссийские соревнования по ледовому спидвею. Все изменил 1991 год: Саранску впервые доверили провести четвертьфинал личного чемпионата мира! Интерес зрителей колоссальный: ведь впервые можно увидеть воочию самых сильных гонщиков мира. В следующем году на стадионе «Светотехника» стартует полуфинал, а в 1993 году – финал личного чемпионата мира. В эти годы среди участников гонок саранских спортсменов нет.
А Саранск стремительно становится меккой ледового спидвея: почти ни одного года не проходит, чтобы он не принимал мотогонщиков из всех стран мира. Проводятся соревнования самого высокого ранга: личные и командные чемпионаты мира, личные чемпионаты Европы, этапы Гран-При личного чемпионата мира.
Нужно было возрождать лучшие традиции и мордовского спидвея на льду, готовить квалифицированных гонщиков, способных на равных бороться с именитыми соперниками. В 1995 году на базе ОАО «Лисма-Светотехника» организован мотоклуб «Лисма-Спидвей» (с 2004 года переименован в «Мордовию»). Возникла масса проблем, которые незамедлительно надо было решать: отсутствовали опытные тренеры и механики, да и техника была «еще та». Для усиления состава в клуб со стороны был приглашен мотогонщик Максим Барабошкин, но он долго в Саранске не задержался. Затем приглашение в мотоклуб на роль наставника последовало тогда уже широко известному Александру Московке. И дело сдвинулось с мертвой точки. В 1997 команда мотоклуба в составе Александра Московки, Юрия Крыскина и совсем юного Максима Захарова завоевывает серебряные медали командного чемпионата России, уступив первое место команде Самарской области лишь в перезаезде. Кстати, в 1996 году в клуб пришел еще один опытный мотогонщик – Кирилл Дрогалин, и в 1997 году он показал на ледовой дорожке блестящие результаты: стал чемпионом мира в личном и командном зачетах, также выиграл серебро чемпионата России и занял первое место в международных соревнованиях на приз Главы Республики Мордовия. Неожиданным для Дрогалина в той победе оказался и приз: ичалковский конезавод подарил ему породистого рысака, кличка которого – Секунда – вполне соответствовала тому виду спорта, которым занимался Кирилл.
Надо сказать, что приз Главы был впервые разыгран в 1996 году и стал весьма популярным у любителей ледового спидвея. Вот кто побеждал в этих соревнованиях: Максим Барабошкин (Саранск) – 1996, Кирилл Дрогалин (Саранск) – 1997, Владимир Лумпов (Самара) – 1998, Кирилл Дрогалин (Саранск) – 1999–2001, Пер-Олоф Серениус (Швеция) – 2002, Максим Захаров (Саранск) – 2003, Юнир Базеев (Саранск) – 2005–2006, Николай Красников (Уфа) – 2007.
Кстати, с 1990 года на стадионе «Светотехника» стали проходить соревнования на приз заслуженного тренера СССР Владимира Ивановича Карнеева, человека уникального, стоявшего у истоков развития мотоспорта в нашей стране. Кроме того, он родился в 1913 году в Саранске, здесь прошло его детство. А затем, уже уехав из Саранска, Карнеев добивался великолепных побед в различных всесоюзных и международных соревнованиях, тренировал сборную СССР по спидвею. После ухода из большого спорта он становится спортивным комментатором – естественно, в области мотогонок. Комментировал он гонки и в своем родном Саранске.
Победители гонок на приз В.И.Карнеева: Александр Балашов (Москва) – 1990, Кирилл Дрогалин (Москва) – 1991, Александр Балашов (Москва) – 1992, Александр Московка (Москва) – 1993–1994, Владимир Сухов (Егорьевск) – 1996, Александр Балашов (Москва) – 1997, Виктор Лушников (Саранск) – 1998, Михаил Богданов (Глазов) – 1999, Владимир Лумпов (Вятские Поляны) – 2000, Кирилл Дрогалин (Саранск) – 2001, Владимир Лумпов (Саранск) – 2003. В 2002 и с 2004 по 2007 гг. приз В.И.Карнеева не разыгрывался.
Но вернемся к мотоклубу. В дружную команду саранских мотогонщиков в 1998 году вливаются новые именитые спортсмены: заслуженный мастер спорта Владимир Фадеев и мастер спорта международного класса Юрий Поликарпов. Целый ряд блестящих побед, одержанных К.Дрогалиным, В.Фадеевым, Ю.Поликарповым, А.Московкой, вывели саранский мотоклуб в лидеры мирового айс-спидвея. Команда саранских мотогонщиков защищает честь родины на командных чемпионатах мира, дважды занимает первое место (2000, 2001) и один раз завоевывает серебро (2002).
И в самом Саранске подросли достойные спортсмены. Максим Захаров становится заметным в среде мотогонщиков: в 1998 году он «берет» бронзу в личном первенстве России, потом завоевывает медали различного достоинства в командных чемпионатах страны... У него уже целый «букет» наград: золотая и серебряная медали командных чемпионатов, два золота европейских чемпионатов, серебро личного чемпионата России, золото, серебро и бронза в престижных международных гонках на Приз Главы Республики Мордовия, золото и серебро командных чемпионатов мира..
В 2000 году, образно выражаясь, крепко «встал на колеса» и Юнир Базеев, тоже уроженец Саранска. В 2001 году он становится третьим в личном чемпионате России среди юниоров и вторым – в командном чемпионате страны. 2002 год стал для Юнира более богатым на награды: бронза европейского чемпионата, серебро в командной гонке, золото юниорского чемпионата страны и третье место в международных соревнованиях на Приз Главы Республики Мордовия.
Триумфальным был для Юнира Базеева 2006 год – он взял серебряную медаль личного, золотую медаль командного чемпионатов мира и блестяще выиграл Приз Главы Республики Мордовия.
О том, каков характер этого спортсмена, говорит и его выступление в феврале 2007 года в полуфинале личного чемпионата мира, который прошел на саранском стадионе «Светотехника». В первый день соревнований Базеева после тяжелого падения увезли на «скорой помощи». Все болельщики переживали за него – падение было серьезным. Думали, на этом соревнования для нашего мотогонщика закончились. Но воля и мужество Юнира Базеева таковы, что он, вопреки всем неутешительным прогнозам, вышел на лед во второй день соревнований. А как выступил! Выиграл четыре заезда из пяти! Он набрал 14 очков из 15 возможных, но, к сожалению, в финал личного чемпионата мира не попал, так как занял лишь шестое место.
Список лучших мотогонщиков клуба «Мордовия» будет неполным, если мы не назовем мастера спорта международного класса Владимира Лумпова. Он пришел в команду саранских мотогонщиков в 2003 году, когда завершили свою спортивную карьеру К.Дрогалин, А.Московка, В.Фадеев, а Ю.Поликарпов перешел в другой клуб. Он уже был признанным мастером ледового спидвея. Завоевал медали разного достоинства в личных и командных чемпионатах России, занял первое место в соревнованиях на Приз Главы Республики Мордовия в 1998 году и второе место в 2006-ом.
Теперь, выступая за свой новый клуб «Мордовия», В.Лумпов выигрывает золото командного и бронзу личного чемпионатов мира (2003), а также побеждает в личном и командном чемпионатах России. 
Начиная с 1996 года, наши спортсмены выигрывали Кубок России (1996, 1998, 1999, 2001), занимали в этих соревнованиях призовые места.
Наши мотогонщики отлично зарекомендовали себя и в международных соревнованиях на призы ОАО «Лисма» – «Звезды мирового спидвея». С 1999 по 2002 годы первые места занимали В.Фадеев (два раза), К.Дрогалин, М.Захаров.
Сейчас мотоклуб «Мордовия» проводит подготовку гонщиков к новым соревнованиям. Со спортсменами занимаются опытные мастера-наставники, техники: Анатолий Иванович Захаров, Виктор Иванович Лушников, Сергей Петрович Шевченко, Андрей Петрович Ткаченко, Олег Васильевич Гаврилкин, Игорь Николаевич Карпухин. С мая 2007 года мотоклуб возглавляет один из ветеранов – Юрий Иванович Крыскин, а с ноября старшим тренером работает Кирилл Олегович Дрогалин. В мотоклубе подрастает перспективная молодежь из ДЮСШТ. Впереди новые гонки и, несомненно, новые победы.
 
Наши партнеры